Сворачиваться – естественное свойство человеческой крови. Млекопитающие разработали целый каскад процессов, который приводит к образованию тромба, что позволяет выжить в таких естественных для человека ситуациях, как травмы, менструация и кровопролитные сражения. Благополучие и малоподвижность современных людей сыграли с ними злую шутку: тромбы образуются не от того, что что-то происходит, а от того, что не происходит вообще ничего. Как закупориваются сосуды, и к чему это может привести? Когда наибольший риск тромбоза для женщин? Что поможет избежать тромбоза и его последствий?

Каскад образования тромба
Для создания тромба требуется, чтобы 13 белков встретились друг с другом в определенной последовательности. Если в какой-то структуре вас смущает взаимосвязь иерархии и коррупции – не переживайте. Это неизбежность, она у нас в крови. По сигналу в кровеносном сосуде, белки-коллабораторы по цепочке передают сигнал на X (десятый фактор, фактор Стюарта-Прауэра). Есть иерархия, в обход которой пройти невозможно. Где здесь коррупция? Дело в том, что в ходе каждого из взаимодействий белков друг с другом происходит одно и то же: для того, чтобы процесс пошел дальше, нужно, чтобы один отрезал фрагмент от другого. Главное отличие от коррупции в человеческом обществе в том, что белок активируется, когда от него что-то отщепляется (у людей, как правило, наоборот). Дальше фактор Х переводит белок протромбин в его активную форму, тромбин. Тромбин – это инструмент, который шинкует другой белок, фибриноген, на липкие фрагменты – фибрины. Фибрины сворачиваются в сгустки, а затем они «сшиваются» друг с другом, образуя липкий комок, который и создает пробку – тромб. Это и есть «platelet party» или митинг, если хотите. Стерильный полимерный фибрин даже используется в хирургической практике для кровоостанавливающих губок и пленок.
Почему образуется тромб
Процесс тромбообразования может начинаться как по внутренним, так и по внешним причинам, схемы обоих процессов примерно похожи.
Когда опасность приходит извне, стенка сосуда повреждается, в кровоток поступает сигнал в виде тканевого фактора – белка, который в норме вырабатывается внутренними органами, и тканями, окружающими сосуды. Что происходит дальше, нам уже известно. Главное – целостность сосуда восстановлена, лишняя кровь никуда не вытечет.
«Внутренний каскад» не столь важен для гемостаза, поддержания постоянства в крови, он скорее служит для усиления эффективности тромбообразования. Он запускается стохастически, то есть случайно, когда все члены иерархии соберутся в одной точке пространства. Наиболее вероятное место встречи – вокруг уже сформировавшегося тромба.
Тромбы и эмболы
Эффективность тромба обратно пропорциональна безопасной длительности его существования. Самое коварное состояние тромба – эмбол. Эмболы – это «деклассированные элементы» в сосудах – так называют любой субстрат, который просто болтается в полости и случайно перемещается в русле. Это могут быть пузырьки воздуха, атеросклеротические бляшки и тромбы.
Вся опасность эмболов иносказательно была описана Воландом – проблема не в том, что в кровеносном сосуде есть что-то инородное, а в том, что оно может внезапно переместиться куда угодно. Тромб может оставаться тромбом и выполнять свою функцию там, где это совсем не нужно или смертельно опасно (например, закупорить сосуды миокарда или головного мозга).
По данным ВОЗ ишемическая болезнь сердца и инсульты – основные причины смертности во всем мире вот уже 15 лет, от них умирает больше людей чем от онкологии и в автокатастрофах. Помимо этого есть еще ТЭЛА – тромбоэмболия легочной артерии (задохнуться от тромба) – и ТГВ, тромбоз глубоких вен. Последнее – патологическое состояние, которое служит началом для перечисленных выше страшных сценариев.
Мужчины, женщины и тромбообразование
«Все люди созданы равными», утверждал Томас Джефферсон, но это едва ли правда в отношении сердечно-сосудистых заболеваний. С одной стороны, у мужчин и женщин одинаковая предрасположенность к тромбообразованию в течение жизни. С другой, риск тромбоза существенно повышается в таких «типично женских» ситуациях как беременность или гормональные флуктуации.
Уже знакомый внимательному читателю эстроген – прокоагулянт. Он стимулирует синтез 5 из 13 факторов свертываемости крови, увеличивая таким образом риск тромбообразования.
Нужно иметь в виду, что образование тромба – это вероятностный процесс. Что это значит? Это значит, что тромб либо образуется (1), либо не образуется (0), а все «факторы риска, увеличивающие предрасположенность» – это множители в уравнении. Иными словами, увеличение концентрации того же эстрогена в крови не приведет к тому, что вся кровь застынет хлопьями при первом же скачке, но при сопутствующих обстоятельствах станет только хуже.
Как снизить риск тромбообразования
Самое плохое, что может случиться, мы уже примерно представляем. Что делать, чтобы этого избежать? В мире фармацевтических препаратов есть три решения этой проблемы: антикоагулянты, тромболитики и антиагреганты.
- Антикоагулянты препятствуют образованию тромбов, они душат гидру тромбопоэтической коррупции, не давая факторам свертываемости взаимодействовать. Чрезвычайно полезны при профилактике и в качестве превентивных мер, помимо этого их используют при заготовке крови и её компонентов. К антикоагулянтам относятся гепарин и гирудин.
- Тромболитики – вещества, которые способны растворить уже образовавшийся тромб. Разумеется, существует естественный механизм растворения тромба. Именно его активируют тромболитики. Самое доступное действующее вещество тромболитической терапии – стрептокиназа. Это фермент, который переводит плазминоген в активную форму плазмин, который растворяет фибрин и некоторые факторы свертывания, так что тромб рассасывается.
- К антиагрегантам относится аспирин и, как следует из названия, эти вещества угнетают слипание кровяных телец друг с другом. Антиагреганты особенно эффективны в артериях (по сравнению с антикоагулянтами), они уменьшают адгезию («липкость») стенок сосудов и «разжижают» кровоток, это важно именно на потоке. Аспирин продают в таблетках почти 120 лет, и интерес к нему не утихает, последнее время обсуждают эффект аспирина в противоопухолевой профилактике.
Другой хороший вопрос: почему мы до сих пор не пьем все эти прекрасные разжижающие кровь средства каждый день? Ответов два, оба довольно простые. Первый: не даром из медицинской практики вышло кровопускание. Бессистемный прием аспирина приводит к спонтанным кровотечениям, сделка довольно сомнительная. Второй: несмотря на страшную статистику, тромбоз – это не пандемия. Да, люди действительно умирают. Но происходит это, как правило, в более старшем возрасте или на фоне прочих сопутствующих сердечно-сосудистых неприятностей.
Когда у женщин меняется свертываемость крови
Ситуаций, в которых женщине следует максимально внимательно следить за собой и за своим телом, несколько:
- Беременность и первые 3 месяца после родов. С эволюционной точки зрения, женщине нужно выжить после родов, чтобы выжил ее ребенок. Именно поэтому важно, чтобы кровь быстро сворачивалась, как на ранних сроках (в худшем случае может умереть плод), так и после и во время родов (в худшем случае может умереть женщина). В «довольных цивилизациях» на тысячу беременностей одна или две протекают с осложнениями в виде ТГВ. Если сравнивать женщин одного возраста, то риск развития тромбоза у беременных в 5 раз выше, чем у их сверстниц, а у новоиспеченных матерей – в 60 раз. Что касается диагностики и лечения, методы не стандартизованы. Основной способ диагностики тромба как в периферических сосудах, так и в легких – визуализация посредством компьютерной томографии. Из соображений безопасности беременным женщинам советуют ультразвуковое обследование. Наиболее предпочтительное средство лечения – низкомолекулярный гепарин (НМГ), который не проходит сквозь плацентарный барьер. Сложность заключается в том, что нет диагностического критерия, по которому можно определить, что НМГ подходит той или иной женщине, а также необходимо тщательно подбирать дозу.
- Прием оральных контрацептивов и гормональная терапия при облегчении симптомов менопаузы. В обоих случаях естественный гормональный фон подвергается внешнему влиянию, что делает эстроген мы уже знаем. Любопытно, что если изобразить зависимость числа случаев возникновения ТГВ от возраста, график имеет форму седла с провалом в области 25-29 лет. Помимо этого есть неприятный «эффект новичка» – выше всего вероятность проявления прокоагулятивного эффекта в первые три месяца приема препаратов. Помимо этого, вагинальные кольца и пластыри могут сильнее увеличивать предрасположенность к ТГВ по сравнению с таблетками.
- Сопутствующие заболевания в духе пороков сердца или фибрилляции предсердий. Последнее – патологическое состояние, при котором кровь как будто в случайном ритме взбивают миксером. В целом, любые нарушения в работе мотора, который пускает кровь по сосудам, могут привести к ухудшению качества крови.
Всё описанное ранее не является проклятьем, которое поражает всех, кто это прочитал. Это просто информация о том, как устроен человек, как меняются процессы в теле в той или иной ситуации. Мораль не нова: до 35 лет можно не переживать и в спокойном режиме проходить диагностику с определенной периодичностью.
Если вам известно о проблемах с сердечно-сосудистой системой у родных, если вам не подходят ваши контрацептивы (вы чувствуете себя плохо при приеме), если у вас отекают ноги – обратитесь к врачу. В любом случае, самое простое, что можно сделать прямо сейчас – пойти и пробежать километр-другой в парке. Кровь должна течь. Это не стыдно.