Слово толстый не обидное: о фэтфобии и взаимопомощи

Продолжение интервью. Часть 1 – о расстройствах пищевого поведения – читайте по ссылке.

Я тебе сразу скажу, когда ты разговариваешь с толстыми людьми, слово толстый – это не обидное слово, его можно использовать. Не обязательно заменять его на «полный» или «curvy». Слово толстый (fat) не должно иметь негативный контекст – это просто описание, как высокий. С другой стороны, слово ожирение несет контекст – потому что это медицинский диагноз, который людям ставят – не надо им пользоваться.

С. в интервью для OVOSTI

О предубеждении со стороны врачей

Предубеждение против толстых – как и плохих врачей – можно встретить везде. В России я избегала докторов в течение всей жизни – потому что всё всегда сводилось к моему весу. В 13 у меня часто шла кровь из носа – было что-то с сосудом в носу. Меня отвели в платную хорошую клинику по папиной страховке. Терапевтша, которая меня принимала, ничего даже не спросила про нос – она потратила полтора часа, чтобы объяснить, что я умру к 30 годам, если я останусь такой. После этого я просто избегала врачей. Всё время.

Что касается Штатов – я здесь в университетской клинике лечусь, здесь, конечно, очень прогрессивные врачи. У нас в принципе вопрос толстоты не поднимается. Если ты не приходишь с проблемами с весом, то тебя не спросят. 

О разнице в отношении к толстым людям между РФ и США

Вообще, американцы, в целом, намного вежливее – не лезут не в свое дело, по большей части. Того осуждения, которое я чувствовала на себе все время, круглые сутки в России, здесь нету. Это очень сильно облегчает жизнь. В России, я всегда чувствовала себя, как будто на мне прожектор – что люди на меня смотрят, они меня видят и осуждают. В Америке я невидимая. Это вообще была моя мечта всю жизнь – быть невидимой. Здесь на меня не смотрят, всем на меня наплевать. 

Бостон – прогрессивный город, я нормально выгляжу и чувствую себя. Надо сказать, что по американским меркам я не толстая. В местной классификации это называется thin fat или small fat – человек, который «общественно приемлемо толстый». Более толстые американцы, наверняка, страдают куда больше, чем я. 

Венера Виллендорфская. Wendy Leal специально для Ovosti

О принятии себя

Мне очень повезло в жизни. У меня была очень хорошая мама, она много сил потратила на то, чтобы я никогда не чувствовала себя какой-то не такой. Я всегда была относительно уверена в себе и внешне у меня всегда все было в порядке.

Мое принятие себя проходило в несколько этапов. Помню самый первый момент – я открыла для себя сообщество Бодипозитив: «Тебе не обязательно оправдываться за то, что ты толстый – ты никому ничего не должен». Для меня это стало прорывом. Действительно, даже если меня кто-то осуждает – я же им не должна ничего, в том числе оправдываться и говорить: «Я толстая, потому что у меня…» Если кому-то просто хочется быть толстым, у него есть на это право.

Второй этап – осознание идиотичности «стандартов красоты». Некоторых девочек воспитывают в духе: «нужно нравиться другим людям, мужчинам». Мне, конечно, в этом смысле тоже очень повезло – и с мамой, и с окружением. В какой-то момент я поняла, что мне все равно, будет ли кому-то приятнее на меня смотреть. Тут мне еще очень помогло, что меня всегда и во всем поддерживал мой (тогда еще будущий) муж. 

Одни из самых важных моментов в принятии себя связаны с переменами во внешности. Первый значимый момент – когда я сделала татуировку. Это было как осознание – какое тело есть, такое и буду любить. Именно его я буду украшать, тратить на него деньги и силы, не ждать другого тела. Следующий момент – когда я побрилась налысо. Если я и так не вписываюсь в общепризнанные стандарты, то зачем притворяться, что хочу в них играть?

Первый раз, когда я ехала в метро после того, как побрилась налысо – помню глубокое чувство удовлетворения от того, что люди смотрят на меня не потому что я толстая, а потому что я лысая. Потому что толстоту я не выбирала, а лысость я выбрала, сама решила: «Я буду вот такой!»

Модель Искра Лоуренс в нью-йоркском метро. Фото: self.com

4 совета, как принимать себя

  1. Выкинуть всю одежду, которая тебе не подходит. Не хранить ничего, что тебе мало. Пока ты это хранишь, ты как будто ждешь другое тело, а нужно принять то тело, которое есть сейчас. Изменится в будущем – пусть. Но жить надо с любым телом. 
  2. Перестать бояться фотографироваться. Чем чаще себя видишь – тем легче ты привыкаешь к себе. Я себя заставляла смотреть на собственные фотографии через «не могу» – и привыкла. Это перестает быть шоком вроде «Ой, а я в пять раз толще всех остальных». 
  3. Общаться, дружить и просто смотреть на других толстых людей. Иметь в голове образ толстых людей – это важно, но сложно, потому что их мало в массовой культуре. Это люди, которые нормализуют твое представление о себе – они тебе напоминают, что с тобой все в порядке. Что ты не урод какой-то, которых не существует, а ты такой же обычный человек – просто толстый. 
  4. С открытым сердцем идти против чужих предрассудков. Если мне от чего-то некомфортно, мысли вроде: «Мне что-то нельзя, потому что я толстая» – каждый раз, когда себя ловлю на этой мысли – думаю: это всё патриархат. «Тем, что я пойду в шортах, я привнесу свое в ломание дремучих стереотипов» – и сразу как-то заряжаешься энергией. Это, конечно, не он один, тут ещё куча всяких«-изм»ов. 

Вот, кого из блогеров я советую

  • анонимная эссеистка Your Fat Friend (её твиттер)
  • блогерка, восстановившаяся после анорексии Macy Eleni (её инстаграм), рассказывает о том, как любить себя
  • Нарочито нестандартная, вызывающая и невероятная певица Lizzo (её канал в YouTube)
  • стэнд-ап комикесса и авторка книги Happy fat, остроумная и по-хорошему грубая Sofie Hagen (её инстаграм)
  • Великолепная женщина и артистка Jameela Jamil (её инстаграм)
  • Датский проект, который постит в сториз фотки толстых людей (ссылка на инстаграм)
Фото из инстаграма Софи Хаген

Конечно, не все люди могут это безопасно делать. Я очень хорошо осознаю, что мне в этом смысле повезло намного больше, чем другим людям. Моим университету и работодателю все равно, как я выгляжу. Моему мужу и моей семье все равно, как я выгляжу. Очень легко говорить «не думай о том, что думают о тебе другие, забей на все» – но это не так просто и не все это могут. Поэтому – что можешь, то и делай. Я бы просто советовала осознавать – почему хочется делать что-то. Почему хочется похудеть или быть привлекательной? Почему хочется быть такой, как кто-то говорит? Мне кажется, что это, наверное, самое главное.

О поддержке толстых друзей

Тут легче сказать, что не нужно делать. Никогда не надо говорить: «Нет, ты не толстая». Сколько раз в жизни я слышала фразу: «Ой, а мужчинам нравятся толстые девушки». Это не помогает, это только заостряет внимание на внешности. Нужно помочь человеку разорвать связь «ты имеешь цену только если тебя ценят другие люди». 

Хочется, чтобы друзья слушали, верили и проявляли эмпатию. Если человек плохо чувствует себя по отношению к своему телу – не надо обесценивать его переживания. Я бы напомнила подруге или другу, что она имеет ценность вне зависимости от этого всего. Включая переживания и (не)лишний вес – в любом виде.

Ещё помогает говорить, что кто-то токсичный. Не надо ни на кого ругаться – просто согласиться с тем, что кто-то неправ, помогает. 

Но вообще это очень тяжело, тут сложно какие-то давать советы, мне кажется, что просто поддерживать и быть рядом – готовым выслушать – это самое ценное.

О личном рейтинге фэтфобных фраз

Быть толстым вредно для здоровья

Самое сложное для большинства – это все, что связано с толстотой и здоровьем. Бесконечное «ну это же вредно» / «похудей для здоровья» / «ну ты же родить не сможешь» – вот это всё. Люди очень часто пытаются оправдать свою внутреннюю фэтфобию тем, что они волнуются о чьем-то здоровье.

Просто всем нужно осознать – неважно, здоров человек или нет. Неважно, приведет его толстота к диабету или нет. Все люди равноценны и достойны уважения. Ассоциация толстоты с болезнью вынуждает всех толстых людей постоянно оправдываться перед остальными: «Да, я толстая, но я здоровая / занимаюсь спортом». 

Пусть ты толстый, у тебя артрит, инфаркт, диабет и так далее. Это не значит, что ты заслужил порицания. Если человек сломал ногу или курит – он не заслужил порицания. Даже если это личный выбор. Хотя представить себе, что это личный выбор довольно сложно – толстые люди столько негатива получают, что если представить себе, что толстоту или худобу можно бы было выбрать, то никто бы не был толстым. Но каждый раз, когда люди связывают толстоту со здоровьем – нужно где-то внутри переключаться: «Нет. Не важно. Не твое дело. Ты не врач. Я не прошу у тебя совета». 

Ты была бы такая красивая, если бы похудела

О, господи, сколько раз я это слышала – от самых разных людей. Смысл этой фразы: (А) ты сейчас некрасивая, (Б) для того, чтобы быть хорошим человеком, тебе нужно быть худой и красивой. Я всегда отвечаю на это: «Я не хочу быть красивой. Это не моя цель». Это помогает. Если цели такой нет – тебя как-то сразу отпускает, просто: красота – не интересует. 

Толстый, значит ленивый

Мне кажется, это глубоко фэтфобно. Вообще, лень – не очень понятная вещь, мы не знаем, существует она на самом деле или нет, но это вредный стереотип: «Люди толстеют от лени». Да люди толстеют от кучи причин. И худеют тоже. 

Похудел(а)? Молодец!

Любая похвала похудения. Будь моя воля, я бы запретила людям упоминать чей-то вес, если их не попросили. Мы так привыкли хвалить за похудение, что мы даже этого не замечаем: «ой, как ты хорошо выглядишь» (т.е. похудел(а)) или «я хочу привести себя в хорошую форму» (т.е. похудеть) или «я хочу стать более здоровым» (т.е. похудеть). В моей жизни было много раз, когда мне говорили «Ой, как хорошо, что ты похудела» и тот вред, который это в тот момент нанесло, даже не описать словами. Моему мужу приходилось – буквально – прежде, чем я входила в комнату, заходить и говорить людям: «Никто не говорите моей жене, что она похудела. Не начинайте этот разговор». Потому что по дефолту люди хотели меня поздравить, сказать «Какая ты молодец!» Я не знаю, фэтфобно это или нет, но говорить людям «Ой, как хорошо, что ты похудел» – никогда не знаешь, может, человек похудел, потому что у него рак или он в глубокой депрессии или он болен, ему плохо или есть нечего, а ты его с этим поздравляешь. Это вообще-то не твое дело.

Ты слишком толстая чтобы что-то делать (чтобы что-то носить)

Это даже не фэтфобия. Про одежду – всем говорят такое. Одежда – это искусство, как хочешь, так себя и выражаешь, главное, чтобы тебе было хорошо.

Wendy Leal специально для Ovosti

О шутках про толстых

Шутки про толстых – всегда плохо. Всегда ощущение, что над тобой смеются. Кстати, шутки про толстых несмешные. Вся суть шутки – «быть толстым – это в принципе смешно». Если эту идею поставить под сомнение, то шутка перестает быть смешной. Я считаю, тут как с расизмом – если ты не толстый, не шути про толстых. Хочешь шутить – шути про что-то другое. Смешно получается только про толстых? Увы.

О стойкой ассоциации худоба = здоровье

Я читала на эту тему. Истоки идеи про здоровье и худобу довольно мизогинные – женщины, как мебель, должны занимать мало места. Худоба считалась желанной чертой среди женщин, далеких от тяжелой работы. Наверное, в 50-е, когда в США и в Европе случился послевоенный откат к ценностям, то стали пропагандировать возврат к «женственности», подразумевая под женственностью хрупкость. Медицинская война с толстотой началась позже, в 80-е. В Америке эта война была связана с расизмом – небелые люди больше склонны к толстоте. Как минимум, в Америке очень сильный был напор на то, что это не здорово. 

Что касается самого фактора здоровья и толстоты – мы не знаем, что на самом деле на что влияет. Разумеется, есть исследования с заголовками «Ожирение ведет к развитию рисков …», но, даже если это так, это никому не дает права дискриминировать других людей. Например, жить в городе – тоже может повышать вероятность развития рака, астмы, чего угодно. Пить кофе – тоже. Идея, что «толстые люди заслужили быть больными» такая же глупая, как идея, что «мужчины заслужили иметь рак простаты». Однозначно, бывают очень здоровые толстые люди и очень больные худые люди. На мой взгляд, когда разговор сводится к статистике в духе «В среднем, все толстые люди…» – на этом можно заканчивать. Пусть хоть все толстые люди страшно больны. Это их дело, пусть они с ним разбираются. 

Заглавная иллюстрация: Wendy Leal специально для Ovosti